Почему важно говорить с детьми о личных границах?
Почему важно говорить с детьми о личных границах?
Мы все хотим, чтобы наши дети были послушными, очень хорошими, добрыми, приятными. Часто мы воспитываем ребенка так, чтобы для него всегда на первом месте были проблемы и чувства других. Мечта любого родителя. Это очень удобно окружающим. Обычно и у детей и у взрослых с такими характеристиками имеются очень серьезные трудности с тем, чтобы устанавливать здоровые границы в отношениях с другими людьми. Им трудно себя защитить, а становясь взрослыми, такие люди обычно позволяют окружающим беспрепятственно собой пользоваться. Так что же такое личные границы?
Границы – это невидимые линии, которые мы проводим в отношениях с другими, чтобы чувствовать себя комфортно. Благодаря им, мы обозначаем другим людям, как с нами нельзя поступать, что нам не подходит, а основная их функция – это защита себя и своего личного пространства.
Представьте, что двери в вашу квартиру открыты настежь. Что будет происходить? К вам домой начнут приходить чужие люди, вести себя как им захочется, заносить грязь, пачкать мебель. Скорее всего, вы будете испытывать самые разные негативные чувства. С личными границами происходит то же самое. Так как же научить детей устанавливать здоровые границы с окружающими?
- Рассказать простыми словами о том, что это такое: нарушение границ это когда кто-то берет твои вещи без разрешения, подходит слишком близко, дотрагивается, задает неудобные вопросы, просит сделать то, что ты не готов. При этом ты чувствуешь явный дискомфорт.
- Стараться не нарушать личные границы ребенка. Например, не заходить без стука в комнату подростка, уважать его личное пространство, разрешить ему побыть одному, если он не хочет разговаривать.
- Учить детей уважать границы других. Объяснять им, что не следует обнимать, целовать, щипать других людей без их согласия. В принципе это относится к любым живым существам. Осознавание чужих границ уменьшает вероятность того, что ребенок вырастет агрессором в будущем.
- Учить детей говорить «нет» и самому учиться принимать детское «нет». Если они могут вам отказать, то они с большей вероятностью смогут отказать незнакомому взрослому на улице, предлагающему прогуляться в соседний двор.
- Демонстрировать детям, что их мнение тоже имеет значение. Понятно, что есть ситуации, когда взрослый вынужден ограничивать ребенка, даже если ребенку это не нравится. Но в непринципиальных случаях (которые не грозят жизни и здоровью самого ребенка и окружающих) мнение ребенка можно и нужно учитывать. Помните старый анекдот? Зима. Дети играют во дворе. Из окна высовывается чья-то мать и кричит:
"Сереженька! Иди домой!"
Сереженька: " Мама, я замерз?"
"Нет, ты проголодался!"
Так вот, если совсем не брать во внимание мнение ребенка, то у него формируется нечувствительность к дискомфорту и потеря контакта со своими чувствами. А это уже небезопасно. Поэтому, важно помнить самому и учить детей тому, что индивидуальное пространство принадлежит только нам. И нужно научиться его создавать и защищать.
Психолог ГУ «Территориальный центр социального
обслуживания населения Брестского района»
Наталия Шишкина(95 90 57)