Почему важно говорить с детьми о личных границах?

Почему важно говорить с детьми о личных границах?

         Мы все хотим, чтобы наши дети были послушными, очень хорошими, добрыми, приятными. Часто мы воспитываем ребенка так, чтобы для него всегда на первом месте  были проблемы и чувства других.  Мечта любого родителя. Это очень удобно окружающим. Обычно и у детей и у взрослых с такими характеристиками имеются очень серьезные трудности с  тем, чтобы  устанавливать здоровые границы в отношениях с  другими людьми. Им трудно себя защитить, а становясь взрослыми,  такие люди обычно позволяют окружающим беспрепятственно собой пользоваться. Так что же такое личные границы?

         Границы – это невидимые линии, которые мы проводим в отношениях с другими, чтобы чувствовать себя комфортно. Благодаря им,  мы обозначаем другим людям,  как с нами нельзя поступать, что нам не подходит, а основная их функция – это защита себя и своего личного пространства.

         Представьте, что двери в вашу квартиру открыты настежь. Что будет происходить? К вам домой начнут приходить чужие люди, вести себя как им захочется, заносить грязь, пачкать мебель. Скорее всего,  вы будете испытывать самые разные негативные чувства.  С личными границами происходит то же самое. Так как же научить детей устанавливать здоровые границы с окружающими?

  1. Рассказать простыми словами о том, что это такое: нарушение границ  это когда кто-то берет твои вещи без разрешения, подходит слишком близко, дотрагивается, задает неудобные вопросы, просит сделать то, что ты не готов. При этом ты чувствуешь явный дискомфорт.
  2. Стараться не нарушать личные границы ребенка. Например, не заходить без стука в комнату подростка, уважать его личное пространство, разрешить ему побыть одному, если он не хочет разговаривать.
  3. Учить детей уважать границы других.  Объяснять им, что не следует обнимать, целовать, щипать других людей без их согласия. В принципе это относится к любым живым существам.  Осознавание чужих границ уменьшает вероятность того, что ребенок вырастет агрессором  в будущем.
  4. Учить детей говорить «нет» и самому учиться принимать детское «нет». Если они могут вам отказать, то они с большей вероятностью смогут отказать незнакомому взрослому на улице, предлагающему прогуляться в соседний двор.
  5. Демонстрировать детям, что их мнение тоже имеет значение. Понятно, что есть ситуации, когда взрослый вынужден ограничивать ребенка, даже если ребенку это не нравится. Но в непринципиальных случаях (которые не грозят жизни и здоровью самого ребенка и окружающих) мнение ребенка можно и нужно учитывать.  Помните старый анекдот? Зима. Дети играют во дворе. Из окна высовывается чья-то мать и кричит:

"Сереженька! Иди домой!"

Сереженька: " Мама, я замерз?"

 "Нет, ты проголодался!"

         Так вот, если  совсем не брать во  внимание мнение ребенка, то у него формируется нечувствительность к дискомфорту и потеря контакта со своими чувствами. А это уже небезопасно.  Поэтому, важно помнить самому и учить детей тому, что индивидуальное пространство принадлежит только нам. И нужно научиться его создавать и защищать.

 

                                            Психолог ГУ «Территориальный центр социального

                                           обслуживания населения Брестского района»

                                          Наталия Шишкина(95 90 57)

ПечатьE-mail

  • Брестский облисполком
  • Официальный сайт Республики Беларусь
  • Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
  • Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
  • Комитет по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома
  • Портал рейтинговой оценки
  • pomogut.by
  • kids.pomogut.by
    ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района"
    Joomla веб-мастер