ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по профилактике насилия в семье

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению. Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными
нуждами ребенка.

Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических
повреждений ребенку.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без
такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:

■ открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

■ угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

■ замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство
ребенка;

■ преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или
другими значимыми взрослыми;

■ ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

■ однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка
психическую травму.

 

Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и
появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению
элементарными нуждами относятся:

■ отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

■ отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

■ неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;

■ наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;

■ безработица, постоянные финансовые трудности;

■ постоянные супружеские конфликты;

■ статус беженцев, вынужденных переселенцев;

■ низкий уровень культуры, образования;

■ негативные семейные традиции;

■ нежелательный ребенок;

■ умственные или физические недостатки ребенка;

■ «трудный» ребенок.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких
факторов, например, алкоголизм одного или двух родителей, регулярные
скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать
жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких
родственников, а также опекунов или приемных родителей.

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим
законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления
родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их
заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации. Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

 

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

■ состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка
заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);

■ особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность
в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);

■ низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к
делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);

■ отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения
образования; неявка на родительские собрания и др.);

■ задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым
помещением, коммунальные услуги;

■ заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из

дома, их розыске и др.

 

Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

 

 

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения

Брестского района»

95-90-57 – телефон «Доверие», психолог

«Кризисная» комната29-239-94-91

(круглосуточно) – услуга временного приюта

53-74-81 - специалисты Центра

ПечатьE-mail

  • Брестский облисполком
  • Официальный сайт Республики Беларусь
  • Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
  • Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
  • Комитет по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома
  • Портал рейтинговой оценки
  • pomogut.by
  • kids.pomogut.by
    ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района"
    Joomla веб-мастер