Как уберечь ребенка от наркотиков.
Может ли родитель при помощи правильного воспитания защитить своего ребенка от алкоголизма, наркомании, игровой или любовной зависимости? И если может то как? Есть ли способы, которые могут хотя бы снизить вероятность?
Зависимость – это неправильная форма саморегуляции с опорой вовне. Ведь объект зависимости (алкоголь, наркотик, другой человек) всегда компенсирует нехватку чего-то. Чаще всего это компенсация нарушения регуляции эмоций. Здоровый человек стоит твердо на двух ногах, а зависимому, для того чтобы устоять нужен «костыль», опора на что-то вне его самого. Эти «костылем» часто и служит психоактивное вещество, или другой человек (в случае любовной зависимости).
Поэтому задача №1 для родителей – это научить ребенка справляться со сложными эмоциями (такими как гнев, страх, грусть и др). Для этого нужно чтобы родитель сам умел определять свои эмоции, осознавать их и выражать их ненасильственным способом. И практика и научные исследования показывают что те, кто страдает различными видами зависимостей, не умеют этого. Существует даже научный термин, обозначающий это явление. Алекситимия – это трудности в определении и выражении эмоций.
Задача № 2 – формировать у ребенка позитивные установки о себе. Подростка очень хочется критиковать, но родителю важно видеть его более объемно. И рассказывать ему не только о его недостатках, но и о том, что у него получается хорошо. Если родители только критикуют ребенка, он будет воспринимать свой дом, как место где им недовольны, место, где он плохой. Скорее всего, ему захочется уйти и быть где-то еще. Важно чтобы у ребенка в целом представление о себе были как «о том кто может», «о том кто хороший и любимый», о том, что «он важен и имеет значение». Негативные представления о себе приводят к тому, что дети становятся более уязвимыми перед неудачами и ударами судьбы. Считая, что подобные события случаются с ними заслуженно, часто они даже не пытаются решить проблему или изменить течение жизни в свою пользу.
Задача №3 – не испортить отношения с ребенком в подростковом возрасте. Здесь важно соблюдать баланс между запретами и разрешениями, уважать личное пространство подростка, сохранять возможность разговора о важном и не утратить близость. Ведь обесценивание и критика – это то, что будет разводить нас по разные стороны баррикад. Дом должен быть тем местом, куда ребенок может приходить не только со своими достижениями, но и со своими проблемами.
Умение управлять своими эмоциями, общие позитивные представления о себе и хорошие отношения с близкими – это опоры, которые помогут ребенку обрести устойчивость, устоять на ногах, оттолкнуться и двигаться дальше.
Психолог ГУ «Территориальный центр социального
обслуживания населения Брестского района»
Наталия Шишкина
Телефон: 95-90-57