Созависимость в помогающих профессиях: установление границ.

Одна из бесценных вещей, которую пациент познает в ходе психотерапии, это границы   отношений. Он узнает, что может получить от других, но также – и это гораздо важнее – чего не может получить от других.  И Ялом. «Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы»

         В последнее  время  возросла необходимость и значимость помогающих профессий, люди стали активнее прибегать к услугам психологов.  Это та сфера социальной практики, в которой главным инструментом  профессиональной деятельности выступает личность специалиста. Многие психологические проблемы, представителей «помогающих» профессий  объясняют  феноменом эмоционального выгорания (А.П. Алыгин, В.П. Буянов, А.Г. Петрынин, И. Г. Абрамова и др.). Но эмоциональное выгорание является далеко не единственной деформацией таких специалистов. Одной из причин возникновения психологических проблем  у представителей «помогающих» профессий может быть созависимость. 

         Созависимость  это  особое расстройство психики, склонность к сильной поглощенности другим человеком и потеря способности жить, исходя из собственных потребностей и нужд. Она формируется в ситуации, когда нужно постоянно быть начеку, готовым к быстрому реагированию. Так же это состояние может возникнуть, если много времени проводить рядом с тяжелобольным человеком, страдающим зависимостью или с человеком, остро нуждающимся в помощи. Для психологов, специалистов по социальной работе, медиков помогать становится профессией.

         Анализ литературных источников, в частности, монографии Н.Г. Артемцевой «Феномен созависимости: психологичнеский аспект» [1] позволил установить, что представители «помогающих» профессий (учителя, психологи, врачи, специалисты по социальной работе и др.) по роду своей деятельности находятся в своеобразной «группе риска» по степени потенциальной подверженности состоянию созависимости. В этом смысле изучение феномена созависимости у представителей этих профессий является важным для профилактики профессионального выгорания и профессиональной деформации.

         В ходе проведения исследования степени выраженности созависимости   у студенток 4 курса социально-педагогического факультета Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина  проживающих в семьях, члены которых не злоупотребляют спиртными напитками выраженная степень созависимости  была выявлена у (86%);

опасная степень созависимости (фаза истощения) у  одной женщины (5%). умеренно выраженная степень созависимости, то есть норма у 9% девушек.

Следовательно, с одной стороны,  молодые женщины, которые делают выбор в пользу «помогающей профессии» уже  могут характеризоваться наличием созависимости как личностного образования, с другой стороны сама профессия может служить фактором риска, способствующим прогрессированию этого состояния.

         Одним из способов профилактики профессиональной деформации – является умение специалистов выстраивать здоровые психологические границы с клиентами. Граница — реальная или воображаемая линия или ограждение, определяющая пределы какого-либо субъекта или объекта и отделяющая этот субъект или объект от других».

           В психоанализе психологические границы понимались как преграды на пути удовлетворения ведущих потребностей, а также как границы между структурами личности (Оно, Я, Сверх-Я)

          У К. Хорни границы это  как внутренние рамки, в которые человек помещает себя. Гибкость этих рамок позволяет выстраивать отношения с другими людьми и адаптироваться к внешним ограничениям [2].

М. Малер, связывает формирование границ Я с обретением идентичности, что происходит в процессе сепарации и индивидуации ребенка из первоначально единой диады «мать-ребенок» [3].

         В гештальт-психологии Ф. Перлза это линия которая разделяет или соединяет Я и не-Я, и является и важнейшим полем их взаимодействия. Нарушения на границе контактов – слияние, проекция, интроекция, ретрофлексия – лежат в основе развития неврозов. Установить границы – это значит определить или установить рамки контакта или отношений между собой и окружающим миром [4]. Контакт оказывается тем местом, в котором «Я» вступает в отношения с «Другим», именно благодаря контакту обе стороны приходят к ясному взаимопониманию. Границы представляют собой подвижные, динамические образования − их можно провести, стереть, разрушить, передвинуть, открыть [4].

 Современных  российскихих психологов также интересовала проблема границ. Так Е.О. Шамшикова рассматривает границы Я как функции личности, которые направлены на отграничение «своего собственного» (того что принадлежит «Я» и может контролироваться), от «иного» (того, что не принадлежит «Я» и соответственно контролироваться не может) [5].

Г.В. Тимошенко и Е.А. Леоненко личные границы понимают как критерий, по которому человек различает свое и не свое, например, свои чувства и чужие чувства, свои желания и чужие желания и т.д.[6].

Леви Татьяна Самуиловна профессор Московского Гуманитарного университета  рассматривает психологическую границу как функциональный орган, т.е.  «психологическая граница это  временное сочетание сил для решения задачи осуществления конкретного взаимодействия человека с миром». Ее определение, на наш взгляд наиболее полно раскрывает содержание понятия «психологические границы»[7].

          Если мы говорим о психологически здоровой личности, то выделяем способность гибко регулировать свои границы. Здоровые  границы имеют определенный диапазон поведенческих реакций и в зависимости от сложившейся ситуации могут меняться. Они позволяют человеку не поступаться своими ценностями,  строить отношения и отказываться от них, делится личной информацией в умеренном (подходящем случаю) объеме.  

Здоровые   границы защищают психику  от внешних неблагоприятных влияний, способствуют сохранению целостности и автономии личности, безопасному и гибкому взаимодействию с окружающими людьми.  Недостаточная определенность границ приводит к неспособности вовремя сказать «нет» во взаимодействии с другими людьми, что делает возможным манипулирование, проникновение извне чужих оценок, идей, мнений о мире и о себе.

  Если границы гибкие, специалист  способен  в зависимости от ситуации приспосабливать, изменять свойства своей психологической границы, обеспечивая взаимодействие с миром, согласующееся со своими желаниями и возможностям.

 

Психолог ГУ "Территориальный центр социального

обслуживани населения Брестского района"

Шишкина Наталия Борисовна

 

Литература:

  1. Артемцева Н.Г.Феномен созависимости: психологический аспект / Артемцева Н.Г. [Электронный ресурс]. – М.: РИО МГУДТ, 2012. – 222 с. – Режим доступа: www.iidp.ru/paper/files/monography_artemceva2012.pdf‎.
  2. Марцинковская, Т.Д. Психологические границы: история и современное состояние / Т.Д. Марцинковская // Мир психологии – 2008. – №3. – С. 55-61.
  3. Малер, М. Психологическое рождение человеческого младенца / М. Малер, Ф. Пайн, А. Бергман. – М.: Когито-Центр, 2011. – 416 с.
  4. Перлз, Ф. Практика гештальт-терапии / Ф. Перлз; Отв. ред. М.В. Тресвятский; Пер. М.П. Папуш. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005. – 480с.
  5. Шамшикова, О.А. Анализ топологических категорий психологического пространства человека в отечественной и зарубежной психологии [Электронный ресурс] / О.А. Шамшикова, Е.О. Шамшикова // Социокультурные детерминанты и мотивационные основы развития личности: Материалы Всеросс. н.-практ. конф., посвященной 80-летию доктора психологических наук В.Г. Леонтьева / Под ред. Н.Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – С. 251-263. – Режим доступа: http://ipkfp.nspu.ru/file.php/1/sbornik/soc_det.pdf
  6. Тимошенко, Г.В. Работа с телом в психотерапии: практическое руководство / Г.В. Тимошенко, Е.А. Леоненко. – М.: Психотерапия, 2006. – 480 с.
  7. Леви, Т.С. Методика диагностики психологической границы личности / Т.С. Леви // Вопросы психологии. – 2013. – № 1. – С. 131-146.

ПечатьE-mail

  • Брестский облисполком
  • Официальный сайт Республики Беларусь
  • Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
  • Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
  • Комитет по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома
  • Портал рейтинговой оценки
  • pomogut.by
  • kids.pomogut.by
    ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района"
    Joomla веб-мастер