Как уберечь ребенка от наркотиков.

         Может ли  родитель при  помощи правильного воспитания защитить своего ребенка от алкоголизма, наркомании, игровой  или любовной зависимости? И если может то как? Есть ли способы, которые могут  хотя бы снизить вероятность?

         Зависимость – это неправильная форма саморегуляции с опорой вовне. Ведь объект зависимости (алкоголь, наркотик, другой человек) всегда компенсирует нехватку чего-то. Чаще всего это компенсация нарушения регуляции эмоций. Здоровый человек стоит твердо на двух ногах, а зависимому, для того чтобы устоять нужен «костыль», опора на что-то вне его самого. Эти «костылем» часто и служит психоактивное вещество, или другой человек (в случае любовной зависимости).

         Поэтому задача №1 для родителей –  это научить ребенка справляться со сложными эмоциями (такими как гнев, страх, грусть и др). Для этого нужно чтобы родитель сам умел определять свои эмоции, осознавать их  и выражать  их ненасильственным способом. И практика и научные исследования показывают что те, кто страдает различными видами  зависимостей, не умеют этого. Существует даже научный термин, обозначающий это явление. Алекситимия – это трудности в определении и выражении эмоций.

         Задача № 2 – формировать у ребенка позитивные установки о себе. Подростка очень  хочется критиковать, но родителю важно видеть его более объемно. И рассказывать ему не только о его недостатках, но и о том, что у него получается хорошо. Если родители только критикуют ребенка, он будет воспринимать свой дом, как место где им недовольны, место, где он плохой.  Скорее  всего,  ему захочется уйти и быть где-то еще. Важно чтобы у ребенка в целом представление о себе были как «о том кто может», «о том кто хороший и любимый», о том,  что «он важен и имеет значение». Негативные представления о себе приводят к тому, что дети  становятся более уязвимыми перед неудачами и ударами судьбы. Считая, что подобные события случаются с ними заслуженно, часто они даже не пытаются решить проблему или  изменить течение жизни в свою пользу.

         Задача №3 –  не испортить отношения с ребенком в подростковом возрасте. Здесь важно соблюдать баланс между запретами и разрешениями, уважать личное пространство подростка, сохранять возможность разговора о важном и не утратить близость. Ведь обесценивание и критика – это то, что будет разводить нас по разные стороны баррикад. Дом должен быть тем местом, куда ребенок может приходить  не только со своими достижениями, но и со своими проблемами.

         Умение управлять своими эмоциями, общие позитивные представления о себе и  хорошие отношения с близкими – это опоры,  которые помогут  ребенку обрести устойчивость, устоять на ногах, оттолкнуться и двигаться дальше.

 

                                            Психолог ГУ «Территориальный центр социального

                                           обслуживания населения Брестского района»

                                          Наталия Шишкина

                                         Телефон: 95-90-57

ПечатьE-mail

  • Брестский облисполком
  • Официальный сайт Республики Беларусь
  • Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
  • Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь
  • Комитет по труду, занятости и социальной защите Брестского облисполкома
  • Портал рейтинговой оценки
  • pomogut.by
  • kids.pomogut.by
    ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района"
    Joomla веб-мастер